Категории: Новости района

Обряды и обычаи жителей сёл Кыштовского района в день «Ивана Купалы»

Интересны и разнообразны обычаи и обряды на праздник Ивана Купала (Иван Купатель, Иванов день). Первое купание в новом календарном году происходило в этот день. «Было поверье, оно и счас есть, только никто не слухает. Купаться можно от Иванова дня до Ильина, а пошто – не знаю, так старые люди говорили», – поясняет Т. Фомченко, жившая в д. Крутихе. В деревнях соблюдался запрет на работу. «Никто не прял, не ткал, не мыл, не стирал. Выходили бабы за ворота и сидели на лавках»,- говорила А.Н. Клинцова – жительница д. Крутихи. В купальскую ночь молодёжь, как правило, «творили чудеса»: растаскивали дрова, волочили на проезжую часть улицы телеги, снимали с петель ворота.

У переселенческих народов слабо сохранялись обряды, связанные с водяными и русалками, а у сибиряков – чалдон поверья, связанные с нечистой силой были актуальны. Практически во всех деревнях района сохранился давний обычай купальских обливаний. «Считали, раз Купала – надо обливаться, и никто не обижался. Для чего обливались? Всё дождь раньше ворожили», – вспоминала Клинцова П. из Кыштовки.

У орловских переселенцев (д. Орловка) наряду с традицией купальских обливаний были широко распространены поверья в существование цветка-папоротника , будто он обладал мощными целительными свойствами. Старожилы д. Макаровки до сих пор вспоминают, что ходили ночью «папорть» смотреть наши бабушки, только так никто и не видел. Селяне соблюдали обычай накануне Ивана Купала париться в бане вениками. В деревнях Крутихе, Колбасе и других, где проживало белорусское население, парение в бане имело особый смысл: «Для всякого случая, что б здоровье было крепше», – говорила А.Н. Клинцова.

У белорусов было принято приглашать на праздник Ивана Купалы гостей, готовить столы с выпивкой и закуской. Готовилось много «стряпни»: печенье, пряники, крендели, Ватрушки, а также заимствованные у старожилов-сибиряков шаньги. Белорусы привезли в Сибирь обычай глядеть на солнце на рассвете Иванова дня.

Люди специально вставали на рассвете, а молодёжь даже могла не ложиться спать, сидели на берегу реки. «Бывало, что ноченьку не спали, стерегли солнце. И правда, оно как-то разойдётся, широким станет, потом опять малым, потом снова широким, – любо посмотреть» – вспоминала П. Клинцова из Кыштовки.

Всю русальскую неделю перед Купалой деревня готовилась к празднику. Ночь на Ивана Купала – праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. Пустив венок по течению реки, наблюдают, как он себя поведет. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: “Венок утонул – милый обманул”. Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы – значит, не суждено девушке выйти в этом году замуж. Если его прибивало к берегу – в ближайшее время свадьбы не жди. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.

Из обрядов на Ивана Купалу сохранился практически один – обливание водой. Вряд ли здесь присутствует вера в сохранение будущего урожая и оберёг от засухи. И совсем не понятно сохранение в отдельных случаях обычая «караулить ведьму», когда разгул
молодёжи доходит до хулиганских действий, связанных с порчей имущества и уничтожением будущего урожая. Зачастую взрослое население в целях предотвращения подобных бесчинств выходят на охрану собственных усадеб.

В д. Николаевке, где проживает эстонское население, Иван купала – престольный праздник. В далёком 1990-м пришлось в полной мере ощутить, как трепетно они хранят народные традиции и обряды. Деревня всегда была красивой, широкой, население гостеприимным. Мы приехали, когда к празднику уже всё было готово. На большой поляне стояли высокие качели, украшенные цветами. Женщины в ярких национальных костюмах пели народные песни и танцевали. В сельском клубе накрыли огромный стол, уставленный национальными блюдами и красивой выпечкой. За столами сидели и взрослые, и дети, и многочисленные гости. А вечером в стороне от деревни запылал огромный костёр. Казалось, что искры долетают до самого чёрного неба. И так всё было празднично, загадочно, красиво… Теперь уже такого нет. Многие уехали из деревни, остались пожилые люди, у которых остались одни воспоминания.

Автор текста: историк-краевед Прасковья Савинова.

Алексей Мисюкевич

Последние новости

Большая техника для бескрайних полей: нацпроект поможет ускорить обслуживание машин для аграриев

Новосибирский дилер сельскохозяйственной техники «Техпромторг» стал участником национального проекта «Производительность труда». Компания усовершенствует услуги сервисной…

21.11.2024

Специалисты «Россети Новосибирск» снова фиксируют всплеск активности мошенников

В Новосибирской области вновь активизировались мошенники, которые представляются энергетиками  и пытаются убедить потребителей в необходимости срочной установки…

20.11.2024

Всех мужчин поздравляем с Международным Мужским днём!

Ежегодно 19 ноября в мире отмечается Международный мужской день, с целью подчеркнуть положительную роль мужчин…

19.11.2024

Сотрудники ГИБДД совместно с отрядами ЮИД провели профилактические беседы с водителями

На территории Кыштовского района прошло памятное мероприятие, посвященное Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий -…

19.11.2024

Андрей Травников запретил мигрантам работать таксистами и воспитателями детсадов в регионе

При приёме на работу в эти отрасли приоритет будет отдаваться гражданам России. Сообщает VN.ru Все…

18.11.2024

Боец с позывным «Кощей» рассказал зачем он ушёл на СВО

В рамках специальной военной операции (СВО) военнослужащие из Новосибирской области продолжают выполнять свой воинский долг.…

18.11.2024